Налоговой службе надоели наши конверты
Что будет, если ФНС начнет проверять «реальные доходы граждан». Комментарии экспертов
В последнее время покупка в кредит становится все более популярным способом приобретения дорогостоящих товаров. Федеральная налоговая служба (ФНС) нашла в этом свои преимущества. Фискалы всерьез задумались о возможности проверки реальных доходов граждан через центральный каталог кредитных историй. (См. № 58 «Новой газеты».)
Напомним, что налоговая служба планирует запрашивать у банков информацию о том, какой доход заявляют заемщики при подписании кредитного соглашения и каков размер их ежемесячных платежей. Сравнив эти данные с налоговыми декларациями, теоретически можно определить размер «серой» зарплаты — той ее части, которая не облагается налогом. Банки уже начинают беспокоиться, не подорвет ли это доверие граждан.
«Меры ФНС неэффективны, поскольку банки просто перестанут вкладывать справки о доходах заемщиков в кредитные досье, а решения о лимите кредитования будут приниматься с помощью скоринга (прогноз о вероятности дефолта заемщика. — Прим. ред .), — комментирует ситуацию заместитель председателя правления КБ «Москоммерцбанк» Альберт Хисаметдинов. — Добровольно наш банк предоставлять сведения о клиентах не согласится, только в соответствии с законом. А пока Федеральная налоговая служба может запросить информацию о ежемесячных платежах заемщика».
«Это неправильно в общеэкономическом плане, — уверен Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков. — Мы должны вести политику сосредоточения денежных средств, в том числе населения, в банках. Важно максимальное вовлечение ресурсов в банковский оборот. Принятие же подобных предложений налоговых органов по контролю над кредитами и доходами населения вызовет страх у вкладчиков по отношению к банкам и будет расширять включение денежных средств в теневой оборот.
Налоговые службы пытаются решать свои проблемы, опираясь на инструменты других организаций, причем инструменты новые, достаточно эффективные. При этом подобные инструменты будут ослабляться, сворачиваться. Что, в свою очередь, резко оттолкнет банки от кредитных бюро, которые аккумулируют информацию банков по заемщикам.
И потом, нельзя окончательно уничтожать принцип банковской тайны такими откровенно дерзкими методами».
Действительно, статью 26 федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая гарантирует сохранение тайны об операциях, счетах и вкладах, пока официально никто не отменял. Соответственно законных оснований на запрос кредита, выдаваемого банком физическому лицу, у ФНС нет. Но, исходя из анализа ежемесячных платежей, Федеральная налоговая служба все же рассчитывает получить представление о расхождении официальной зарплаты заемщика от его настоящего дохода.
Упорство налоговиков тоже можно понять: по официальным данным, каждый третий рубль зарплат в России по-прежнему выплачивается в конвертах. Это основная причина дефицита Пенсионного фонда, который сейчас составляет порядка 100 миллиардов рублей и растет год от года. Но, может, путь сокращения этого дефицита можно найти не в выколачивании долгов, а в корректировании налоговой политики?
При определении реальной налоговой нагрузки «наиболее весомое значение имеют такие показатели, как рентабельность предприятия, зарплатоемкость (удельный вес заработной платы в общих расходах предприятия) его продукции (работ, услуг), — говорит Нина Козлова, начальник отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза». — Чем выше эти показатели, тем выше налоговая база по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль, единому социальному налогу (ЕСН), налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Соответственно можно говорить о прямой зависимости относительной величины налоговой нагрузки от рентабельности предприятия, суммы расходов на зарплату (при прочих равных условиях)».
«Проблема заключается в значительном фонде заработной платы и высокой ставке ЕСН, приводящим к существенным налоговым отчислениям по оплате труда, а также в высокой ставке НДС, — говорит Никита Исаев, президент страхового холдинга Prime Insurance, комментируя вопрос о налогообложении средних промышленных предприятий. — Низкие ставки НДФЛ не способствуют снижению издержек на соответствующие отчисления».
Получается, что государство де-факто не дает возможности предприятиям повышать зарплаты сотрудников, потому что каждый прибавленный рубль чреват необходимостью отдавать 26 копеек государству, уплачивая ЕСН. Кроме того, еще 13 копеек должен уплатить работник как НДФЛ. А если его принимают на чистую, то есть без учета налогов, зарплату, то эти 13 копеек становятся уже расходами фирмы. Конечно, можно сказать, что это минимальная планка, ниже которой государство брать не может. Однако эксперты не вполне согласны с такой точкой зрения.
«Следует отметить положительные тенденции последних пяти лет по снижению ставок по основным налогам — на прибыль (с 35% до 24%), налога с доходов физических лиц (т.н. подоходного — единая ставка вместо прогрессивной), ЕСН (с 35,6% до 26%) и НДС (с 20% до 18%); по сокращению количества налогов, — продолжает Нина Козлова. — Однако такое снижение ставок сопровождается сверхактивностью налоговых органов, что на практике приводит к увеличению налоговой нагрузки, нивелированию эффекта от снижения ставок налогов. К тому же, говоря о налоговой нагрузке, следует не забывать и об издержках, связанных с налоговыми проверками, в частности, с процессом возмещения НДС, особенно связанного с подтверждением нулевой ставки по экспорту».
Главная проблема налогового законодательства — возможность его произвольной трактовки налоговыми органами. На практике каждое территориальное управление гласно или негласно имеет план по сбору налогов. При снижении ставок планы обычно сохраняются, и налоговики придумывают новые способы взять с компаний побольше денег. В одном месте доначислить, в другом — пересчитать, в третьем — оспорить в судебном порядке. В итоге получается, что проблемы с налоговиками возникают в любом случае: уклоняешься ты от налогов или нет. Но уклоняться — дешевле.
«Налоговая система в России несовершенна по причине наследования от ее экономики переходного периода, который благополучно завершен, — уверен Никита Исаев. — Высокие ставки по налогам ограничивают инвестиционные возможности предприятий, тормозят рост заработных плат работников и, как следствие, благосостояния населения, развивают систему налоговых серых схем по оптимизации налогообложения, дают почву для вывода средств за рубеж и формированию значительной части доходов в офшорах. Задачами налоговой системы на настоящем этапе являются: снижение налоговых ставок по всем направлениям, в первую очередь ЕСН — до 18%, а также НДС - с 18% до 12-13%, налога на прибыль — с 24% до 15%, что совокупно может привести к снижению налоговой нагрузки на предприятия 30—40% от выручки».
Получается, что налоговики сами загнали себя в замкнутый круг. Чем более жесткие и драконовские меры они предпринимают по отношению к уклонистам, тем совершеннее становятся схемы противодействия со стороны бизнеса. Может, уже пора начать игру в доброго налогового полицейского?
Анна ОВЯН, Денис ДАВЫДОВ
«Новые известия» № 62 17-20.08.2006 г.