title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

 

НАЛОГОВОЙ НАДОЕЛО РАБОТАТЬ НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ


Продолжается борьба по «отбеливанию» зарплат граждан

Федеральная налоговая служба продолжает наступление на теневую экономику в целом и на рынок «серых» зарплат в частности. «Новая» (см. № 62 за 17 августа 2006 года) уже писала о том, что фискалы намерены запрашивать у банков кредитные истории граждан с целью выявления их реальных заработков. Тогда эта инициатива вызвала бурный протест банкиров. Но ФНС не опустила руки, а решила зайти с другого конца. Теперь на борьбу с нелегальными доходами налоговики подключат Роструд.
       Недавно руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин сообщил, что его ведомство совместно с ФНС намерено создать в регионах сеть межведомственных комиссий по легализации «серых» зарплат. Эти комиссии (или координационные советы) будут сформированы из представителей Роструда, ФНС, социальных фондов, а также региональных управлений по налоговым преступлениям УВД и прокуратуры.
       
        Справка «Новой»
       Недавно фондом «Общественное мнение» были опрошены 1500 человек в разных уголках России. На вопрос, что выгоднее работнику: получать всю зарплату официально, по ведомости, или получать всю зарплату или ее часть неофициально, «в конверте», 57% респондентов ответили, что предпочли бы первый вариант, 13% считают, что «серая» зарплата выгоднее, а 30% опрошенных вообще затруднились с ответом.
       
        П равда, их функции и полномочия для большинства экспертов и самих предпринимателей пока не совсем ясны. В частности, непонятно, будут ли эти комиссии включены в систему органов государственной власти и какими карательно-поощрительными функциями они будут наделены. «Как известно, во многих регионах уже действуют комиссии со схожим кругом задач, которые были созданы местными органами власти, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — И я не уверен, что от параллельного создания межведомственных комиссий будет положительный эффект. Хотелось бы посоветовать чиновникам не перегнуть палку при введении мер по административному контролю над бизнесом».
       Действительно, во многих субъектах нашей страны уже созданы координационные советы по борьбе с «серыми» зарплатами. Они организуются при активном участии региональных, районных и городских отделений Федеральной налоговой службы. Суть их работы проста: сначала налоговики отслеживают уровень заработков на том или ином предприятии, затем вызывают нерадивых предпринимателей «на ковер», с ними следует «разъяснительная беседа», после чего большая часть бизнесменов «берется за ум» и повышает зарплаты своим трудящимся до прожиточного минимума, а то и выше.
       «С января по август 2006 года по всей области прошло 778 заседаний межведомственных комиссий на всех уровнях, — сообщают в УФНС по Свердловской области, — в том числе 16 заседаний — в областном управлении. В общей сложности был приглашен 9161 работодатель. После этого, по нашим данным, более пяти тысяч из них (около 58%) повысили зарплату работникам».
       На вопрос «Новой» о том, какие меры были применены к тем, кто не согласился приводить свою бухгалтерию в порядок, в службе сообщили о «единой для всех мере» — постановке на налоговый контроль, включающий в себя постоянные проверки «соответствующих органов» и массу других хлопот с налоговиками.
       Очевидно, что требовать от предпринимателей повышения зарплат хотя бы до прожиточного минимума никакие комиссии не вправе. Ведь на сегодня законодательство России предусматривает ответственность работодателя (в том числе и уголовную) только за невыплату заработной платы или оплату ниже МРОТа (на сегодняшний день — 1100 рублей). О ситуации, когда заработок ниже прожиточного минимума, который в зависимости от региона составляет от 3500 рублей и выше, ничего не сказано.
       Пользуясь такими нестыковками в законодательстве, работодатель платит «по ведомости» 1100 рублей, а остальные деньги выдает «в конверте». При этом первая часть «проводится по бухгалтерии», то есть из нее высчитываются подоходный и единый социальный налоги, а вторая (и значительно большая) часть целиком и полностью оседает у работника в кармане.
       «Да, народ стремится утаивать зарплаты, — объясняет директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. — Ведь какую ситуацию мы видим: коррумпированность экономики и непрозрачность власти, которая постоянно занимается какими-то махинациями. Трудящиеся смотрят на все это — и поступают точно так же. То есть тоже занимаются махинациями. И создание межведомственных комиссий — не более чем административная суета. Мы наблюдаем продолжение политики, направленной на построение «вертикали власти», когда на каждый чих создается очередная комиссия. И у каждой из них должен быть свой штат, и каждую нужно содержать за счет бюджетных средств. Мне все это напоминает поздние годы советской власти: идет постоянное раздувание бюрократического аппарата».
       Основной причиной сложившейся ситуации многие называют высокую ставку единого социального налога (ЕСН), равную на сегодня 26%. Он распределяется в фонд обязательного медицинского и социального страхования и в Пенсионный фонд. В случае болезни, увольнения или сокращения работника ему будет гарантирован полный соцпакет, в том числе оплата больничного листа, пособие по безработице или пенсия по нетрудоспособности. А их размеры напрямую зависят от размера заработной платы. Получал трудящийся кровные 1100 рублей — вот и будет довольствоваться мизерной пенсией, если, конечно, до нее доживет.
       «Для большого числа работающих — это аргумент наперед, — поясняет г-н Смирнов. — Человек думает: «А ну как я не доживу до этой пенсии. Лучше положу-ка я эти деньги себе на банковский счет». По закону пенсионные начисления не наследуются. А из банка родственники умершего всегда могут забрать причитающиеся им деньги».
       По мнению экспертов, объемы рынка «серых» зарплат все же постепенно будут снижаться. Этот процесс объективный. И проходит он одновременно с развитием всей экономики в целом. Понятно, что, создавая различные комиссии по ее «обелению», чиновники хотят подтолкнуть, убыстрить положительную тенденцию. Другой вопрос: насколько эффективными окажутся их усилия по наведению порядка. «Боюсь, что тотальная легализация «серых» зарплат может негативно отразиться на малом бизнесе, — предупреждает г-н Смирнов. — Потому что для малого бизнеса «серые» зарплаты — своего рода вариант выживания. И, делая слишком резкие шаги, можно быстро подорвать его основу».
       С тем, что создание межведомственных комиссий по легализации «серых» зарплат не лечит болезнь, согласен и первый заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Самсон Резник. «Надо понизить уровень единого социального налога до 13 — 14%, — сказал он «Новой». — Из-за высокого значения ЕСН предприниматели и идут на такую форму выплат. Вообще же сам подход к проблеме «серых» зарплат носит фискальный характер: комиссии создали, чтобы пополнить бюджет. Это, несомненно, принесет результат. Но проблема-то все равно останется».
       Причем проблема эта неавтономна: общие перекосы в экономике дают о себе знать. К одной из главных среди них эксперты относят неэффективность госуправления. На словах правительство всецело за скорейший рост реальных доходов граждан. На практике же налоговая система не дает частному бизнесу легально обеспечивать такой рост даже при наличии как желания, так и возможностей.


       
       Александр НАУМОВ
        14.09.2006