От каждого по труду, каждому – по конверту
Значительная часть зарплат по-прежнему уходит от налогов
ЕСЛИ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ БЫЛИ МНОГОМИЛЛИАРДНЫЕ ДОЛГИ ПО ЗАРПЛАТАМ, ТО НА СЕГОДНЯ КУДА БОЛЕЕ АКТУАЛЬНА ТЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ СЕРЫХ ЗАРАБОТКОВ.
Некоторые успехи в результате объявленной в начале года войны «конвертам» уже появились, и теперь пора двигаться дальше: заставить работодателей указывать в зарплатной ведомости полную сумму, а не скромную «минималку».
Сделать это сложно, но нужно: полновесная легальная зарплата — это гарантия сделанных отчислений в Пенсионный и прочие социальные фонды, денег в которых после снижения ЕСН стало остро не хватать. Именно поэтому еще год назад ФНС заявляла об усилении борьбы с работодателями, нарушающими трудовое и налоговое законодательство. В этом правом деле рука об руку с налоговиками работают трудовые инспекторы, прокуроры и работники Пенсионного фонда.
Радужные надежды правительства, которое рассчитывало, что после снижения ЕСН бизнес сам, добровольно проведет «побелку» серых заработков, как известно, не оправдались. Поэтому, пусть и без громкого пиара, было решено «пряник» дополнить «кнутом»: и при региональных администрациях заработали специальные межведомственные комиссии, куда вошли представители всех перечисленных структур. Только если раньше «на ковер» в первую очередь попадали руководители предприятий, не выплачивавших зарплаты своим работникам, то теперь внимание проверяющих стали привлекать зарплатные ведомости, где значились явно заниженные суммы. Оказалось, что административный ресурс очень даже действует в условиях «свободного» рынка.
Рубль — в ведомости, доллар в конверте — это неправильно.
«Российская газета» уже рассказывала о том, как в Москве Санкт-Петербурге, Екатеринбурге были проверены сотни компаний, и во многих из них руководство безропотно пошло на легализацию «конвертов» (см! «Вскрыть «конверты» от 6 июля и «Повышай зарплату не отходя от кассы» от 1 сентября этого года).
На закончившемся вчера расширенном заседании правления Пенсионного фонда замруководителя ФНС Владимир Гусев еще раз подтвердил, что «побелка» идет успешно: 155 тысяч российских компаний подняли уровень зарплаты до прожиточного минимума.
Добиться этого было не так просто: ведь далеко не каждый работник готов пойти наперекор «хозяину», выплачивающему в принципе нормальные деньги, но в «конверте». О том, что с этих сумм не платятся социальные отчисления, большинство не задумывается и не волнуется. Впрочем, до тех пор, пока не наступает предпенсионная пора и человек понимает, что пенсии ему не видать как своих ушей. Именно в расчете на таких «прозревших» и налоговая служба, и Пенсионный фонд открыли в регионах «горячие линии» для приема жалоб, пообещав реагировать даже на анонимные звонки.
По разным оценкам, доля серых зарплат в стране составляет примерно 30-40 процентов. Напомним, когда затевалась пенсионная реформа (одной из целей которой также была всеобщая «побелка» заработков), считалось, что в «конвертах» выплачивается шесть рублей из 10. Вторым шагом в этом направлении стало прошлогоднее снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов. Сейчас из-за возрастающего дефицита в Пенсионном фонде вокруг темы ЕСН вновь разгораются страсти. Представители бизнеса и ставящие во главу угла развитие экономики политики настаивают на дальнейшем снижении соцналога. Но также рьяно отстаивается прямо противоположная точка зрения: нагрузка на бюджет, покрывающий нехватку денег на выплату пенсий, и так велика, поэтому нужно искать источники пополнения доходов Пенсионного фонда. Следовательно, сейчас дальнейшее снижение ЕСН преждевременно.
Конечно, легализация зарплат — это самый здоровый, самый логичный способ облегчить положение социальных фондов. Но вот в чем беда: реально «прижать» работодателя можно только в том случае, если в ведомстве стоят суммы меньше МРОТ (на сегодняшний день это всего лишь 1100 рублей). А если официальная зарплата на предприятии всего на рубль больше (а остальное все равно выплачивается в «конверте») , то, с точки зрения закона, у компании все чисто. А вот требование «добровольно-принудительно» поднять официальный заработок хотя бы до величины прожиточного минимума, в законодательстве не предусмотрено.
Поэтому для дальнейшей «побелки» в принципе возможны только два пути: либо действовать через суд, когда на работодателя подают иск сами работники, либо повышать официальный МРОТ.
Собственно, именно на последнем настаивают профсоюзы. Более того, они заручились обещанием «Единой России» уже в 2007 году довести «минималку» не до 1400 рублей, как предлагало правительство, а до 2000.
Ирина Невинная
«Российская газета» № 216 от 28.09.2006 г.