title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

 

Не дали пастушке ни полушки

Как взрослые дяди обманули малолетних пролетариев.

Председатель сельскохозяйственного кооператива «Красноармейский» Нижнесергинского района В. Лавров оказался на месте.

Прочитав заявление, подписанное координатором отделения общероссийского общественного движения «За права человека» по УрФО В. Шаклеиным и направленное им в Генеральную прокуратуру, отложил его в сторону:
— Ну а я здесь при чем? Чужой обоз.

Честно говоря, я даже растерялся. Ведь именно о Василии Ивановиче и шла речь в документе. И о фактах, вопиющих даже на фоне некончающихся (или набирающих силу?) конфликтов между работодателями и работниками. О них поведала в своем письме юная жительница поселка Красноармеец Тоня Королькова.

Прошлым летом она и еще трое пареньков были приняты в хозяйство пастухами. Оговоренные тысяча рублей в месяц были хорошим подспорьем. Особенно Тоне: отца нет, а у мамы четверо, младшему тогда годик только исполнился. Вот старшая, Тоня, и взялась за работу, которой чурались взрослые, — по 11 часов в день, и на солнцепеке, и под дождем. А в конце, как написала девочка, их «кинули» с зарплатой.

Мы уже привыкли, когда «кидают» взрослых, заставляя их ходить (порой годами!) за заработанным по судебным инстанциям. Но тут-то дети! Правозащитник В. Шаклеин обратился в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против председателя ПСК.

А председатель ПСК свое участие в «кидалове» — отрицает, глядя прямо в глаза. В чем дело?
— В том, — говорит Василий Иванович, — что я давно полностью рассчитался с подростками. Начиная с первого августа 2004 года и заканчивая осенью, когда коров прекратили пасти.
— А до первого августа?
— Да, там они не получили ничего. Но я к тому периоду никакого отношения не имею. Если не считать того, что сегодня пожинаю его последствия…

История «того периода», безусловно, ключевая не только для понимания частного случая с сельскими подростками, но и в целом того, что происходит с селом. А происходит неладное. И ниточки, увы, тянутся в областное министерство сельского хозяйства.
Эти пройдохи Татьянохи.
Именно оттуда районной власти для подъема села был рекомендован некий И. Татьяноха. Не россиянин — гражданин Казахстана (!). Как иноземец втер очки нашим чиновникам — одному богу известно. Ибо если бы чиновники поинтересовались его прошлой деятельностью, как позже поинтересовалась нижнесергинская прокуратура, то выяснили бы, что на родине он «поднял из разрухи» аж два хозяйства, распродав их фонды и таким образом ликвидировав.
Но у нас он был рекомендован в качестве успешного инвестора. И начальник районного управления сельского хозяйства Р. Мангилев (теперь уже бывший) привез его в «Красноармейский»…

Так казахстанец и его жена встали у руля кооператива, преобразовав его чуть позже в ООО «Золотая нива». Теперь, после судов, прежде всего районного, который дотошно исследовал подробности всей истории, ясно, что это был самый настоящий захват хозяйства, вопиюще незаконный, с какой стороны ни посмотри, с фальсификацией документов и прочими приемами. Если бы не группка некоторых селян во главе с тем же Василием Ивановичем, который до захвата и был председателем кооператива, то еще неизвестно, чем бы дело закончилось.
Впрочем, известно — Татьянохи готовились распродать основные фонды. После протестов непокорных в ситуацию были вынуждены вмешаться и администрация, и прокуратура. На фонды был наложен арест. Но и без распродажи прокуратура накопила столько фактов против супругов, что они скрылись от ответственности, сбежав в Казахстан. Татьянохи объявлены в международный розыск.
— Если мошенников экстрадируют, то им отсидка обеспечена, — обещает прокурор района И. Абрамов.

Как дурной сон.
Честно признаться, слабое утешение. Тем более что бегством иноземцев история не закончилась. Татьянохи взяли руки в ноги весной 2004-го. А до этого успели или запродать, или каким-то образом переуступить свои права другой фирме. И, как вспоминает В. Лавров, где-то в марте в хозяйстве объявился некий В. Пикторов — судя по визитной карточке, исполнительный директор некоммерческой организации Уральский фонд антинаркотических технологий «Атенон» при Госнаркоконтроле России в Уральском федеральном округе. Звучит громко! Правда, преемник Татьянох тоже оказался пустышкой.

— Мы отвоевали свои права, — рассказывает В. Лавров. — И с первого августа юридически воссоздали ПСК «Красноармейский» без правопреемства от «Золотой нивы». Начали с нуля. Нам не оставили никаких документов. Зато кучу проблем. И «Золотая нива», и «Атенон», как второй ее учредитель, целый год действовали по одной схеме. С предприятиями, которые платили деньги за поставленные мясо, молоко, действовали договора на «Золотую ниву», а с теми, куда надо было платить — по налогам, за электроэнергию… — были сохранены старые, заключенные еще кооперативом. Деньги они получали, а платить не платили. По моим подсчетам, перечислили на свои счета за это время порядка двух миллионов рублей. А должны остались… По зарплате долг составляет 600 тысяч. В этих тысячах и мои пятнадцать, и несколько тысяч, заработанных подростками. У меня только по пеням сейчас лежат счета почти на сто тысяч. Все предъявляют нам, хотя, еще раз подчеркну, мы новая организация, не являемся правопреемниками «Золотой нивы». Концов не найдешь.

Дело тут, признаться, все-таки запутанное. Ведь «Красноармейский» образовался, как ни крути, не на пустом месте и не с нуля начал, он получил все то, чем, пусть незаконно, сколько-то времени распоряжались Татьянохи и фонд. Есть ли тут признак правопреемства или нет, должны определить юристы. Хотя, по справедливости, заставлять расплачиваться за чужие грехи и без того пострадавших людей вроде бы нонсенс. За это ли они воевали? Ведь кроме финансовых прежние хозяева и другие проблемы накопили. Скажем, зерновые посеяли, не выдерживая нормы (экономили?). Так что по осени селяне собрали по 5 центнеров зерна с гектара. И сегодня сидят без фуражного зерна. Слава богу, хоть сена накосили. Надои — по четыре (!) литра на корову. Но куда деться? Фураж закупить не на что — на счете пусто…

Разобраться надо и со вторыми хозяевами. А то сегодня получается, что они остались как бы в стороне, в тени. Даже прокурор название «Атенон», как я понял при встрече, услышал впервые. А ведь люди уже судились с «Атеноном» по зарплате и выиграли дело — только получить ничего не могут. Но и кроме невыплаты зарплаты есть, наверное, поводы покопаться в хозяйственной деятельности новоявленных помощников, в частности по налогам. Игорь Абрамов, как мне показалось, намерен проявить здесь волю. Хоть и поздновато, но все лучше, чем никогда.

А ребятам зарплату В. Лавров все-таки обещал выплатить, взять этот долг на себя. Догадываюсь, что решающую роль тут сыграл вовсе не возраст юных красноармейцев, а нажим прокурора. Впрочем, не исключено, что и возраст. Ведь Тоне Корольковой, когда она оформлялась в «Золотой ниве», было всего… 12 лет. А когда через месяц председателем уже ПСК стал В. Лавров и переоформлял трудовые договора с ребятами, ей как раз исполнилось 13. То есть налицо грубейшее нарушение Трудового кодекса.

Так что было на чем «поймать» и Василия Ивановича. Хорошо бы еще «поймать» и тех, кто создает такие ситуации на селе. Ведь красноармейское хозяйство, которое в советские времена было знаменитым едва ли не на всю Россию (и богатым!) конезаводом, в минувшем году едва не вошло в те самые 30 процентов нерентабельных сельскохозяйственных предприятий, исчезнувших в прошлом году в России.

Юрий ЧУЛКОВ