Прокуратура займется экономикой
Вчера на заседании коллегии областной прокуратуры Эдуард Россель призвал органы надзора внимательнее следить за работой крупных предприятий. По мнению губернатора, переделы на заводах ведут к выводу прибыли за рубеж. В качестве примеров он привел ситуацию на ВИЗ-Стали и УЗГА
На заседании коллегии прокуратуры Свердловской области были подведены итоги работы органов: надзора Среднего Урала за 2005 г . На мероприятии, помимо районных и городских прокуроров, руководства областной прокуратуры, присутствовал губернатор Свердловской Области.
Как сообщил прокурор Павел Кукушкин, из общего количества нарушений, выявленных на Среднем Урале, две трети — это невыплаты зарплаты на предприятиях. А выявление фактов выдачи «серой» зарплаты вообще стало новым делом для прокурорских работников. Обозначив основные проблемы в работе ведомства, Павел Кукушкин посоветовал все же всем контролирующим органам «не зацикливаться на негативе».
Однако позиция губернатора по поводу отношения к «негативу», была менее терпимой. Эдуард Россель призвал прокуратуру серьезнее относиться к преступлениям в экономической сфере. А именно — взять под контроль ситуацию с выплатой дивидендов на предприятиях региона. «Сейчас на многих предприятиях, прежде всего принадлежащих московским и иностранным структурам, начинается выплата дивидендов.
Получая миллионные прибыли, акционеры, взявшие предприятия за бесценок, делят огромные доходы между ограниченным количеством лиц, при этом основные фонды изношены на 60%, зарплата — на уровне рабской, но деньги не вкладывают в капремонт оборудования. Я попросил бы вас обратить на это внимание», — уточнил губернатор.
В качестве примера Эдуард Poccель привел ситуацию на Верх-Исетском металлургическом заводе, ныне — ООО «ВИЗ-Сталь». «Капитал» писал об этом в прошлом номере, репутации завода давно подмочена, считают многие аналитики фондового рынка. «Дело в том, что ВИЗ-Сталь был приобретен нечестным путем, и «корпоративная война» за него продолжается до сих пор», — заявил Виталий Калугин, директор по управлению активами ИК «Уникум-Партнер».
Речь идет о частных акционерах ВИЗа, которые в свое время практически за бесценок вывели активы предприятия на баланс дочерних организаций. В 1999 г. всего за 180 млн. рублей было продано здание, цеха холодной прокатки, принадлежащего ОАО «ВИЗ», общей площадью 258,234 кв.м. Покупателем цеха стало ООО «ВИЗ-Сталь». На момент заключения сделки членом Совета директоров ОАО.«ВИЗ» являлся Владислав Кавтрев, а Генеральным директором ООО «ВИЗ-Сталь» — его сын. Правда, один из акционеров АО «ВИЗ» — МК «Урал-метпром» — подал в суд с требованием признать сделку недействительной.
Впоследствии эта сделка была признана незаконной Арбитражным судом УрФО. В конечном счете весь пакет акций, был продан итальянской трейдерской компании Duferco .
После перехода завода в руки итальянцев начались и экономические нарушения. В октябре прошлого года межрайонная инспекция ФНС, закончив проверку предприятия за вторую половину 2000 г., а также за 2001 и 2002 гг., установила, что предприятие значительно занижало отпускные цены. По мнению налоговиков, в 2002 г. мировые цены на электротехническую сталь составляли $2098 за тонну, а ВИЗ-Сталь продавал ее не дороже $780. В итоге за 2000-2002 гг. ВИЗ-Сталь задолжал в бюджет 3,7 млрд рублей (около $128 млн) налогов. Об этом говорит и губернатор: «На Верх-Исетском металлургическим заводе все прибыли выводили в Италию, показывали убытки, хотя вся продукция шла на экспорт. По нашей просьбе налоговая служба уже насчитала предприятию налоговой недоимки за 2001-2002 гг. на 2 млрд рублей, а по следующим годам насчитали еще на 3 млрд».
По словам губернатора, так же уводятся деньги и на заводе «Русский хром 1915» в Ревде, и на Серовском заводе ферросплавов. «Это наша прибыль. От нее зависит, как будем жить мы с вами», — отметил Эдуард Россель.
В качестве другого негативного примера, иллюстрирующего масштаб экономической преступности, глава области привел рейдерскую атаку на Уральский завод гражданской авиации. «19 попыток было зайти на завод. Милиция, прокуратура, арбитражный суд выносили решения, и все одинаковые — собственникам завода говорили: «Покажите реестр». При этом велась скупка акций, платили по 700 тыс. рублей за одну акцию, чтобы получить доступ к реестру. Зачем это делается, понятно — чтобы его переписать и стать собственником всего завода. Интересно получается: у нас начинается скупка акций, в тот же день арбитражный суд в Магадане начинает процесс, в Ростове-на-Дону возбуждают уголовное дело, и несуществующий прокурор в Москве начинает производство»,— поделился на коллегии Эдуард Россель.
«Капитал» подробно писал о несанкционированной скупке акций УЗГА в декабрьских выпусках газеты. Война между руководством екатеринбургского авиазавода и рейдерами длится уже полгода. Сначала рейдеры скупали акции УЗГА у миноритарных акционеров и, насколько возможно, пытались дискредитировать друг друга в СМИ. Так, еще в августе 2005 г. в некоторых федеральных газетах прошла информация о том, что Уральский завод гражданской авиации связан с поставщиками контрафактных деталей для авиационных двигателей. В ответ менеджмент завода называл эти данные провокацией в интересах рейдеров и в качестве контрудара приводил несколько примеров фальсификации документов, которую предприняли скупщики, чтобы добраться до реестра акционеров УЗГА.
Однако наблюдатели отмечали, что и сами руководители УЗГА сражаются с захватчиками не слишком честно. Так, по информации заместителя гендиректора ИК «Аккорд-Инвест» Константина Селянина, руководство завода скрывало реестр акционеров, без которого миноритарии не могли продать свои акции. «По закону «Об акционерных обществах», реестр ОАО должен вести независимый регистратор, а фактически сами акционеры УЗГА не могут добраться до реестра», — заметил он в беседе с корреспондентом «Капитала».
Как отметил Эдуард Россель. ситуация, сложившаяся на заводе гражданской авиации, — не единична. «Сейчас аналогичные процедуры идут на ВСМПО и Лифтостроителъном заводе, но прокуратура на них не реагирует», — заявил он. И действительно. Интересы прокуратуры в прошлом году чаще были направлены на менее значимые, но более громкие нарушения. Скажем на создание ажиотажа вокруг так называемого «дела мэрии»: показательный процесс наделал много шума, но не дал практически никакого ощутимого результата
Дарья КОЛЯСНИКОВА
«Капитал» № 5 от 18.01.2006 г.