Заветный конвертик
40% зарплаты в России серого цвета
Наверняка у любого из нас найдется знакомый, чей оклад, согласно трудовому договору, составляет, скажем, две тысячи рублей. Но его это не огорчает, потому что каждый месяц он неофициально получает конвертик с куда более значительной суммой. По статистике, около 40 Процентов заработной платы в России выплачивается именно по так называемым «серым» схемам, когда реальный оклад работника гораздо больше того, который указан в документах.
Специалисты управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области уверяют, что такое безрадостное положение не идет, на пользу ни Государству, ни самим людям, труд которых оплачивается подобным образом. Дело в том, что с нашей зарплаты платим налог как мы сами (на доходы физических лиц), так и наши работодатели (единый социальный). При помощи отчислений от первого формируются местные и областные бюджеты; средства, полученные от второго, уходят на финансирование различных социальных программ. В частности, сейчас частично за счет них воплощается приоритетный национальный проект «Здоровье», находящийся под личным контролем президента. Отсюда можно вывести первый минус для самих людей — вроде как из-за нашей недобросовестности «Здоровью» приходится обходиться меньшими средствами. А так как проект разработан для нас с вами — вредим сами себе. Другой аргумент в пользу «белых» зарплат — страховые взносы в Пенсионный фонд. Многие считают, что государство не обеднеет, если не получит тех средств от налога на доходы с физических лиц, которые могло бы получить, не скрывай некоторые из нас реальные размеры зарплаты. Однако при этом те, кто соглашается на «серую» схему оплаты труда, зачастую не принимают во внимание, что от размера зарплаты зависят взносы в Пенсионный фонд. То есть, скрывая свои доходы сейчас, человек, выйдя на заслуженный отдых, недосчитается приличной суммы честно заработанных им денег.
— Например, реальный оклад работника составляет десять тысяч рублей,
— поясняет Михаил Пархоменко, заместитель руководителя УФНС по Свердловской области, — но в трудовом договоре у него стоит сумма в тысячу рублей. Таким образом, к пенсии на его накопительном счете оказывается порядка 40—50 Тысяч рублей, тогда как могло бы быть 500 тысяч, то есть в десять раз больше.
Доводы, казалось бы, убедительные. Но для многих они сводятся на нет такими
Традиционными для россиян установками, «еще неизвестно, куда действительно уходят эти деньги» (про проект «Здоровье»), «до пенсии дожить надо, еще неизвестно, как и что к тому времени сложится». Поэтому-то люди, оказавшись перед выбором: «белую» брать зарплату или «серую», не отметают сразу же второй вариант как противоречащий закону, а напротив, находят в нем куда больше плюсов. Ведь жить-то нужно сейчас.
Однозначно в выигрыше пребывают лишь не слишком добросовестные работодатели. По словам Лидии Исаевой, начальника отдела единого социального налога УФНС, наибольшее количество таковых обнаруживается в сферах торговли, транспорта, строительства, бытовых услуг, индустрии развлечений — там, где достаточно большой оборот наличных денег. Они продолжают экономить на едином социальном налоге, несмотря на то, что ставка по нему с 2005 года снижена на 9,6 процента.
— Здесь играет свою роль некоторая инерция: эти организации уже вышли на определенные схемы оплаты труда, им так удобно, поэтому снижение ставки большой роли не сыграло, — считает Михаил Пархоменко. — В принципе в этом нет ничего удивительного: никто не хочет платить налоги. Это своего рода повинность, и любви к ней никто никогда не проявлял.
Однако налоговые органы, конечно же, такая ситуация не устраивает, поэтому в текущем году они намерены усилить контроль. Надо сказать, специальные комиссии по выявлению недобросовестных налогоплательщиков работали и раньше. А недавно созданы дополнительные при каждой налоговой инспекции. Именно они должны взять на себя основную работу по выводу «из тени» «серых» зарплат.
Делается это так: сначала составляются списки организаций, уровень зарплаты которых вызывает вопросы у налоговиков: он либо ниже прожиточного минимума, либо заметно меньше средних окладов по отрасли. Затем специалисты разбираются, почему так мало платят, если причины кажутся неубедительными, для начала гуманно ведут разъяснительную работу с руководителями, предлагая привести систему оплаты труда на предприятии в норму. Если эти мягкие методы не действуют, то организацию включают в планы выездных налоговых проверок, после которых в случае обнаружения нарушений руководители понесут административную либо даже уголовную ответственность.
Кроме того, налоговики считают, что на пользу делу пошел бы усиленный контроль муниципалитетов за работой предприятий, арендующих у них площади.
— Аренда должна быть экономически выгодна, поэтому власти города или района, на наш взгляд, вполне могут интересоваться, насколько эффективно работает компания, располагающаяся в муниципальных помещениях, — считает Сергей Семуха, начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС. — И если ее деятельность прозрачна и честна, то это можно поощрять, делать какие-то послабления.
Уральский рабочий от 12.05.06
|