Дело № 2-2862/11
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2005г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Екатеринбург
«14» июля 2006г. Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ишенина Д.С., при секретаре Степановой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России о признании незаконными действий государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
СРО НПГР обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ГУ ФРС по Свердловской области.
В обоснование своего требования заявитель указал, что 14.06.2006г. ГУ ФРС по Свердловской области издало распоряжение № 25-08-1758 о регистрации ликвидационной комиссии СРО НПГР.
Заявитель считает действия ГУ ФРС незаконными по следующим основаниям.
СРО НПГР - самостоятельная организация, действующая на основании Устава, зарегистрированная как юридическое лицо 11.11.1991г. ГУ МЮ Свердловской области, о чём имеется свидетельство № 2357 от 23.04.1998г., выданное в связи с перерегистрацией. СРО НПГР не является чьим-либо структурным подразделением. Уполномоченным в соответствии с Уставом СРО НПГР органом решения о ликвидации не принималось, ликвидационная комиссия не назначалась, в ГУ ФРС уведомление от уполномоченного органа организации с установленным пакетом документов не передавало. Распоряжение ГУ ФРС издано на основании Уведомления № 264 от 31.05.2006г. и Выписки из протокола заседания Совета представителей от 19.05.2006г., то есть документов, составленных и переданных в ГУ ФРС неизвестными лицами, не имеющими полномочий действовать от имени заявителя. Таким образом, одно юридическое лицо - НПГР приняло решение о ликвидации другого юридического лица - СРО НПГР.
Уточнив свои требования, заявитель просит суд признать незаконными действия ГУ ФРС по Свердловской области в части издания распоряжения № 25-08-1758 от 14.06.2006г. о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица; распоряжение ГУ ФРС по Свердловской области № 25-08-1758 от 14.06.2006г. признать незаконным и недействительным с момента принятия; вынести в отношении ГУ ФРС по Свердловской области частное определение.
Представители ГУ Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в судебном заседании с доводами заявления не согласились. В письменном отзыве и в судебном заседании пояснили суду, что в заявлении указано, что Свердловская региональная организация Независимого профсоюза горняков России - самостоятельная организация, зарегистрированная как юридическое лицо 11.11.1991г. Управлением Юстиции Свердловской области за № 363 серия П-СИот23.04.1998г.
Данный факт не соответствует действительности по следующим основаниям: ни Управление юстиции Свердловской области, ни Главное управление никогда не выдавало профсоюзу свидетельство № 363 Серия П-СИ от 23 апреля 1998 года; профсоюз не является самостоятельной организацией, поскольку в соответствии со своими учредительными документами является структурным подразделением - отделением Независимого профсоюза Горняков России и действует на основании единого устава.
11.11.1991г. отделом юстиции Свердловского облисполкома был зарегистрирован устав Региональной организации независимого профсоюза горняков и выдано свидетельство о регистрации устава общественного объединения за № 97 от 11.11.1991г. Данная организация действовала на основании устава Региональной организации независимого профсоюза горняков, утвержденного конференцией 13.07.1991г.
Профсоюз как юридическое лицо, созданное до вступления в силу ФЗ «Об общественных объединениях», прошел перерегистрацию в 1998 году.
В Управление юстиции Свердловской области для перерегистрации были представлены следующие документы: заявление № 22 от 21.04.1998г. о регистрации, выписка из протокола № 2 от 03.04.1998г., справка о юридическом адресе, список первичных организаций, объяснительная, копия свидетельства о регистрации устава № 97, уведомление центрального руководящего органа НПГ России о наличии региональной организации, действующей на основании единого устава, устав НПГ России и другие документы.
В соответствии с представленными документами Управление юстиции Свердловской области 22.04.1998г. осуществило перерегистрацию профсоюза в качестве структурного подразделения Независимого профсоюза горняков России, внесло соответствующие записи в государственный реестр юридических лиц, присвоило профсоюзу новый регистрационный номер - 2357 и выдало новое свидетельство № 2357 от 22.04.1998г.
При этом устав профсоюза, зарегистрированный 11.11.1991г. и свидетельство о регистрации устава № 97 утратили силу в связи с перерегистрацией юридического лица.
Согласно учредительным документам профсоюза, данное юридическое лицо является структурным подразделением (отделением) Независимого профсоюза горняков России и действует на основании единого устава.
С 22.04.1998г. и по настоящее время какие-либо изменения в учредительные документы профсоюза не вносились, государственная регистрация изменений в учредительные документы не осуществлялась.
К заявлению об оспаривании действий Главного управления приложен устав региональной организации независимого профсоюза горняков, зарегистрированный 11.11.1991г. Однако, во-первых, данный устав утратил силу в связи с перерегистрацией профсоюза; во-вторых, название организации, указанное в представленном уставе, не соответствует названию в свидетельстве о государственной регистрации профсоюза № 2357 от 22.04.1998г.; в третьих, название в представленном заявителем уставе не соответствует названию в ЕГРЮЛ.
Таким образом, заявителем представлена в суд недостоверная информация об его учредительных документах.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулирует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При этом государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Специальный порядок регистрации профсоюзов установлен ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которого правоспособность профсоюза в качестве юридического лица возникает с момента государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (Управление ФНС по Свердловской области) на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом (Главное управление ФРС по Свердловской области) документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов определяется Правительством Российской Федерации.
Полномочия Главного управления, как органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, определены Общим положением о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 года № 183 с изменениями от 5 мая 2006 года № 149 ( пункт 29 раздела Полномочия).
В соответствии с пунктом 3.2 Правил рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, утвержденных приказом Минюста России от 25.03.03 № 68, решение о государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения и утверждается распоряжением.
При получении необходимых для государственной регистрации документов, территориальный орган государственной регистрации направляет в уполномоченный в соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
Поскольку государственная регистрация - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, то внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, что профсоюз находится в процессе ликвидации, а также сведений о ликвидационной комиссии - это акт государственной регистрации. Следовательно, Главное управление не вправе отказывать в государственной регистрации сведений о том, что профсоюз находится в процессе ликвидации.
31.05.2006г. в Главное управление поступили документы для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России и назначении ликвидационной комиссии.
Указанный профсоюз является территориальной организацией Независимого профсоюза горняков России и действует на основании единого устава.
По результатам рассмотрения представленных документов Главным управлением было принято решение осуществить государственную регистрацию начала процедуры ликвидации организации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.
Порядок прекращения деятельности и ликвидации профсоюза должен предусматривать устав профсоюза.
Таким образом, порядок прекращения деятельности профсоюза определяется его уставом в соответствии с федеральным законом.
Организация действует на основании единого устава Независимого профсоюза горняков России.
Нормы устава НПГ России предусматривают следующее.
Пункт 4.5 устава определяет, что региональные организации НПГ России осуществляют свою деятельность на основании устава НПГ и нормативных документов, утвержденных съездом или Советом представителей НПГ России.
Пункт 5.4.3 устава определяет, что Совет представителей НПГ России принимает решение о создании, приеме, приостановке (прекращении) деятельности организаций НПГ России. При этом в соответствии с пунктом 5.4.3 Совет представителей НПГ России имеет исключительное право толкования положений устава в случае возникновения спорных вопросов.
Иных положений о прекращении деятельности или ликвидации региональных организаций Hi II России устав не предусматривает. Следовательно, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности», а также ст. 61 Гражданского кодекса РФ, Совет представителей НПГ России принимает решение о прекращении деятельности региональной организации НПГ России, поскольку иное уставом профсоюза не предусмотрено.
Для государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: о принятии решения о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии в Главное управление представлено уведомление в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 года, подписанное председателем НПГ России Сергеевым А.А., а также постановление Совета представителей НПГ России от 19 мая 2006 года о прекращении деятельности организации как юридического лица и назначении ликвидационной комиссии.
Документы в соответствии с уставом НПГ России были представлены в полном объеме.
Документы также были оформлены надлежащим образом по формам установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
Таким образом, документы, необходимые для государственной регистрации представлены в полном объеме, оформлены надлежащим образом. Оснований для отказа в регистрации в соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» не имеется.
Учитывая, что федеральный закон запрещает отказывать в государственной регистрации профсоюзов, а также в связи с соответствием представленных документов нормам устава профсоюза, Главным управлением было принято соответствующее решение о государственной регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица, оформленное распоряжением № 25-08-1758 от 14 июня 2006 года.
Таким образом, Главное управление приняло обжалуемое решение в пределах своих полномочий, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Следовательно, оспариваемое решение Главного управления законно.
Оспариваемым распоряжением права и свободы профсоюза не нарушены по следующим основаниям.
Оспариваемое распоряжение вынесено на основании представленных НПГ России документов - уведомления о начале процедуры ликвидации и уведомления о назначении ликвидационной комиссии, а также на основании Постановления Совета представителей НПГ России от 19 мая 2006 года.
Главное управление ни решений, ни постановлений, ни каких-либо иных актов и решений о ликвидации профсоюза не принимало, поэтому само по себе распоряжение, вынесенное в пределах компетенции и в соответствии с федеральными законами, права и свободы профсоюза не нарушает.
Постановление Совета представителей НПГ России от 19 мая 2006 года не признано незаконным и не соответствующим уставу НПГ России ни в судебном порядке, ни в порядке, предусмотренном уставом НПГ России.
Более того, указанное постановление от 19 мая 2006 года не оспаривается и заявителем.
Заинтересованное лицо считает, что основанием для отмены распоряжения Главного управления может быть только решение суда о признании незаконным Постановления совета представителей НПГ России.
Заявление подписано Брыкушиной М.В., являющейся председателем РО НПГ, а не СРО НПГР. Полномочия Брыкушиной М.В. не подтверждены.
Понятия отделение и организация равнозначны. К структурным подразделениям относятся отделение, а также филиалы или представительства.
Самостоятельный Устав отделением не принимался. Перерегистрация организации осуществлялась без уплаты регистрационного сбора. Действие Устава было проверено в устном порядке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 11.11.1991г. Областным (Свердловским) отделом юстиции зарегистрирован Устав Региональной организации НПГ г.Североуральска, как указано на титульном листе Устава. Этим же днём НПГ выдано свидетельство № 97 о регистрации. Текст Устава содержит другие прочтения названия организации как «Североуральский независимый профсоюз горняков», «НПГ». Свидетельство о регистрации Устава общественного объединения указывает на название Не-
зависимый профсоюз горняков. Уставом предусмотрено, что Профсоюз действует на основе самоуправления и самофинансирования, автономен и независим, не подотчётен и не подконтролен. Деятельность НПГ может быть прекращена только на основании решения собрания (конференции) или действующего собрания. Постоянно действующий исполнительный орган - Исполнительный комитет. Органом НПГ также является собрание (конференция), которое решает вопрос о членстве НПГ в республиканских, союзных и международных профсоюзных организациях.
31.10.1997г. заместителем Главы г.Североуральска РО НПГ выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия № 363.
03.04.1998г. Советом представителей НПГ г.Североуральска было принято решение о перерегистрации Устава НПГ г.Североуральска.
21.04.1998г. Совет представителей НПГ г.Североуральска известил Управление юстиции Свердловской области о наличии РО НПГ г.Североуральска на территории Свердловской области, действующего на основании Устава РО НПГ г.Североуральска, зарегистрированного УЮ Свердловской области 11.11.1991 г. за № 97 с просьбой произвести государственную уведомительную регистрацию. Ранее, 29.12.1997г., НПГР известил УЮ Свердловской области о наличии РО НПГР на территории Свердловской области, действующей на основании Устава НПГР, зарегистрированного МЮ РФ 19.05.1992г. Учитывая противоречие данных уведомлений, суд принимает за основу последнее по времени и приходит к выводу, что РО НПГ г.Североуральска - СРО НПГР не принимало решения о членстве в НПГР. Идентичность РО НПГ г.Североуральска - СРО НПГР установлена судом на основании совокупности учредительных документов, содержащих единые места (юридический адрес) государственной регистрации, сведения о постоянно действующем исполнительном органе и его составе.
22.04.1998г. Управление юстиции Свердловской области выдало СРО НПГР свидетельство о регистрации общественного объединения № 2357 с указанием даты создания 11.11.1991г. Данных о том, что зарегистрировано именно регионального отделение НПГР как такового материалы регистрационного дела не содержат. Следовательно, суд приходит к выводу, что СРО НПГР регистрировалось именно как самостоятельное региональное общественное объединение, а не как региональное отделение общероссийского НПГР.
МНС РФ внесло запись о регистрации СРО НПГР 29.01.2003г., зарегистрированного ГУ МЮ РФ по Свердловской области 22.04.1998г.
27.10.1999г. Региональной организацией НПГ выдано свидетельство о постановке на налоговый учёт. Свидетельство содержит реквизиты свидетельства о регистрации: № 363 от 31.10.1997г., выдан Главой местного самоуправления администрации МО г.Североуральска.
17.01.2002г. РО НПГ получено информационное письмо об учёте в ЕГРПО с указанием присвоенных кодов.
15.04.2006г. РО НПГ провела отчётную конференцию, на которой, в частности, принято решение приостановить сотрудничество с НПГР.
Согласно представленного суду Устава НПГР, принятого I Съездом НПГР 27.11.1991г., в НПГР могут входить иные профсоюзные формирования, порядок отношений с которыми определяет Совет представителей НПГР. Данный Совет принимает решение о прекращении деятельности организаций в НПГР.
Заключением ГУ ФРС по Свердловской области от 14.06.2006г. установлено, что в отношении СРО НПГР 19.05.2006г. Советом представителей НПГР принято решение о начале процедуры ликвидации. Заключение составлено на основании уведомления, поступившего от Совета представителей НПГР, вынесшего 19.05.2006г. соответствующее постановление.
14.06.2006г. ГУ ФРС по Свердловской области издало распоряжение № 25-08-1758 о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица - общественного объединения СРО НПГР.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 21.06.2006г. в отношении СРО НПГР, организация находится в стадии ликвидации на основании распоряжения ГУ ФРС по Свердловской области № 25-08-1758 от 14.06.2006г.
В силу ст.21 ФЗ «Об общественных объединениях» от 9 мая 1995 года N 82-ФЗ, в случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Согласно ст. 14 Закона, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов регистрационного дела, СРО НПГ как региональное общественное объединение было создано до НПГР как общероссийского общественного объединения и действовало автономно в качестве самостоятельного юридического лица на основании принятого и зарегистрированного в соответствии с действовавшим законодательством Устава. Соответственно суд находит несостоятельным довод заинтересованного лица о том, что СРО НПГ действовало на основании единого с НПГР Устава, Следовательно, НПГР не имело полномочий принимать каких-либо решений в отношении заявителя. Следовательно же, представленные в ГУ ФРС документы, поданные для ликвидации заявителя, нелегитимны.
Таким образом, на основании представленных суду доказательств суд приходит к выводу, что ГУ ФРС по Свердловской области приняло решение о начале процедуры ликвидации СРО НПГР на основании заявления НПГР, не правомочного принимать решения о ликвидации заявителя, в нарушение процедуры, предусмотренной Уставом СРО НПГР. Следовательно, при вынесении обжалуемого распоряжения орган государственной власти нарушил общие положения законодательства в области государственной регистрации, чем нарушил права заявителя.
В силу ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
При указанных обстоятельствах суд находит действия ГУ ФРС по Свердловской области незаконными, нарушающими права заявителя.
В силу ст.333.40 НК РФ, возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Следовательно, уплаченная при подаче заявления госпошлина подлежит возврату.
Требование заявителя о вынесении частного определения в адрес ГУ ФРС суд находит не подлежащим удовлетворению, так как вынесение частного определения - право суда, который находит, что признание оспариваемого распоряжения незаконным достаточно для восстановления прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области № 25-08-1758 от 14.06.2006г. о регистрации начала процедуры ликвидации юридического лица - общественного объединения Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России.
Обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области устранить допущенное нарушение прав Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России.
Обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить об исполнении решения суда в Кировский районный суд г.Екатеринбурга и Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России.
Обязать Инспекцию МНС РФ по Кировскому району г.Екатеринбурга возвратить Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России сумму уплаченную при подаче заявления госпошлину в размере 100 руб. за счёт средств УФК по Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней подачей кассационной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г.Екатеринбурга.
Председательствующий судья:
Д.С. Ишенин
|