Методическое пособие
"Нелегальные трудовые отношения: причины, последствия и механизмы противодействия"
Глава 7
Международно-правовое регулирование отношений в области нелегального найма
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации « Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ».
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Следует отметить, что международно-правовое регулирование отношений в области нелегального найма сводится, в основном, к правовой охране заработной платы, а также к правовой защите граждан от принудительного и рабского труда.
В частности, статья 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , ратифицированной Российской Федерацией и обязательной к применению на всей ее территории , устанавливает следующие нормы:
1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
3. Для целей настоящей статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя:
a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;
d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.
Статья 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 105 «Об упразднении принудительного труда» предусматривает, что к аждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:
a) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
d) в качестве средства наказания за участие в забастовках;
e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.
Статья 1 Конвенции МОТ N 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» налагает обязанность на к аждого члена Международной организации труда, который ратифицирует настоящую Конвенцию, упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. При этом принудительный или обязательный труд может применяться в течение переходного периода единственно для общественных целей и в порядке исключения на условиях и при гарантиях, установленных в нижеследующих статьях.
Декларация Международной Организации Труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» устанавливает, что все государства - члены, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, а именно:
a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
c) действенное запрещение детского труда;
d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
В области правовой охраны заработной платы действуют следующие международно-правовые документы:
Конвенция Международной Организации Труда № 95 относительно защиты заработной платы (Женева, 1 июля 1949 года) в статье 1 говорит о том, что «В целях настоящей Конвенции термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить, в силу письменного или устного договора о найме услуг, трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».
Статья 7 Рекомендации МОТ N 85 «Об охране заработной платы» предусматривает, что во всех соответствующих случаях трудящиеся должны информироваться при каждой выплате заработной платы о следующих данных, относящихся к периоду, за который выплачивается заработная плата, поскольку такие данные могут подлежать изменениям:
a) общая сумма заработанного вознаграждения;
b) всякое удержание, которое может быть произведено, включая причины этого удержания и его размеры; и
c) сумма причитающейся к получению заработной платы.
Таким образом, действующее международно-правовое регулирование отношений в области нелегального найма можно охарактеризовать неполнотой и пробельностью; оно с учетом новых проблем и вызовов, появившихся в мире в последнее время, требует дальнейшего совершенствования и дополнения.
Далее
К оглавлению
|