Методическое пособие "Поговорим о зарплате или Что нужно знать, чтобы успешно провести переговоры по зарплате"
«Нам чужого не надо, нам бы свое отобрать!»
Девиз профсоюзов, борющихся за справедливость
Введение
Данное пособие рассчитано на тех, кто собирается вести переговоры по поводу заработной платы. Не своей личной зарплаты, а по поводу зарплаты своих коллег, своих товарищей, членов своего профсоюза. Речь пойдет о том, как подготовиться к переговорам с работодателями по поводу заработной платы. Такие переговоры обычно являются частью работы при заключении коллективного договора. По мнению многих профсоюзных лидеров, переговоры по зарплате это самая сложная часть работы. Можно назвать целый набор трудностей, с которыми приходится сталкиваться работникам и их представителям, когда они начинают диалог со своим работодателем по поводу заработной платы.
Во-первых, это трудности правового характера. Большинство не знает, как себя нужно вести в этом вопросе. Ведь все права находятся у работодателя: он формирует финансы предприятия, он планирует затраты, в том числе и на зарплату. Он хозяин, поэтому за ним и решающее слово. Во-вторых, большинство работников и профсоюзных лидеров не знакомы с тем, как формируется фонд оплаты труда и кто (или что) может оказывать на него влияние. Наконец, в-третьих, даже специалисты предприятий не очень хорошо знакомы с тем, какие отечественные, а уж тем более мировые, тенденции складываются в области оплаты труда. Поэтому бывает трудно понять, куда дует ветер, какие складываются обстоятельства, чего нужно ждать в области оплаты труда. Как следствие, происходит беспрерывное «изобретение велосипедов» или «открытие Америк», в то время как главные вопросы остаются нерешенными.
Данное пособие и предназначено для того, чтобы помочь в решении этих проблем. Конечно, оно не может быть универсальной инструкцией, описывающей все случаи жизни. Скорее здесь будут изложены принципы и подходы к тому, как вести эту работу, а уж каждый переговорщик будет самостоятельно разрабатывать свою программу переговоров. Нужно сразу предупредить: невозможно, прочитав эти рекомендации, сразу же приступать к переговорам.
После прочтения можно приступить только к подготовительной работе. Любые серьезные деловые переговоры можно вести, только хорошо подготовившись и хорошо зная не только ситуацию, но и позицию своего партнера по переговорам. Партнеры (а может, оппоненты) не обязаны полностью «раскрывать свои карты» и замыслы. Переговоры ведутся для того, чтобы решить вопрос с максимально возможной пользой для себя, однако с учетом реальных возможностей своего партнера-оппонента. Если партнер неграмотен, некомпетентен и неинформирован, то его легко и обмануть и запутать, а уже потом навязать выгодное для себя решение. Именно так, зачастую, и происходят переговоры по зарплате: работники или профсоюзные лидеры тонут в цифрах и выкладках, которые им предлагает работодатель, и, запутавшись и уже ничего не понимая, соглашаются на вариант, предложенный администрацией, а уже потом с удивлением обнаруживают, что они не этого хотели. Но поздно, решение принято, и согласие было дано.
Поэтому, готовясь к переговорам по зарплате нужно иметь информацию нескольких видов. Во-первых, это правовая информация, т. е. знание законов, норм и положений, которые регламентируют заработную плату в стране, в регионе, в отрасли и на предприятии. Во-вторых, нужно понимать, что зарплата это не просто сумма денег, которую работодатель отдает взамен отработанного времени, а сложное социально-экономическое отношение, возникающее между участниками трудового процесса. Это отношение прежде всего отражает социальное положение каждого из участников - насколько они равны, или наоборот - взаимно подчинены друг другу. Нужно знать теорию зарплаты и что влияет на её повышение и что - на понижение. Тогда можно будет четко избежать ловушек, которые подстерегают сторонников «упрощенного взгляда» на зарплату. В-третьих, нужно знать ситуацию и в стране, и в мире: какие тенденции в вопросах оплаты существуют. Где и у кого растет зарплата и почему, а где наоборот. В-четвертых, нужно знать, как формируется прожиточный минимум, в том числе в своем регионе и в своей отрасли. Без этой информации невозможно грамотно вести переговоры - это отправная точка, которая позволяет понять, что происходит с зарплатой на вашем предприятии. Ведь если прожиточный минимум увеличился на 30 %, а зарплата на 20 %, то это означает фактическое снижение зарплаты по отношению к прожиточному минимуму. В-пятых, нужно знать информацию по выплатам зарплаты на своем предприятии. Нужно знать ее в целом, нужно знать по подразделениям и по отдельным профессиям. Причем нужно знать в динамике, т. е. в настоящее время, за прошедший год и за позапрошлый год, и вообще - чем за больший период вы знаете динамику, тем лучше. И последнее: нужно знать экономическое положение предприятия, нужно знать бизнес-планы, конъюнктуру рынка, иметь представление о портфеле заказов.
Вооружившись такой информацией, можно рассчитывать если не на успех, то хотя бы на уверенность, что вы не дадите обмануть ни себя, ни тех людей, интересы которых вы представляете.
Далее
|