title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Правительственный законопроект фактически отменял ежемесячное пособие на ребенка на федеральном уровне, так как им предлагалось предоставить субъектам РФ право определять размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Данное предложение сохранено в Законе 2004 года. Однако помимо него введен еще ряд существенных новелл, касающихся порядка определения размера пособия по беременности и родам.

Как известно, с 1-го января 2004 года был изменен порядок подсчета среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год» были установлены новые нормы определения среднего заработка и введена норма о выплате пособий исходя из минимального размера оплаты труда, а не среднего заработка в случае если работник фактически отработал менее трех календарных месяцев в расчетном периоде. Нормы любого закона о бюджете ФСС носят временный характер. Но можно предположить, что само их принятие было своего рода экспериментом, в случае удачности которого, эти ограничивающие нормы несомненно были бы повторены в другом законе. Видимо, эксперимент был признан удачным (бюджета ФСС в последнее время не хватает на выполнение всех его обязательств, каждый новый закон о бюджете этого фонда устанавливает ограничения на те или иные статьи расходов). Не дожидаясь принятия закона о бюджете ФСС на 2005 год, законодатель вносит изменения в ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который как раз и устанавливает размер пособия по беременности и родам. Напомним, что согласно действующей пока редакции Закона 1995 года женщина имеет право на пособие по беременности и родам в размере своего среднего заработка, то есть того заработка, который она имеет перед выходом в декретный отпуск. Закон же закрепляет апробированную за 2004 год временную норму о том, что средний заработок должен определяться за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При таком порядке подсчета женщина, как правило, проиграет в сумме пособия.

Далее, ничего кроме недоумения не может вызвать положение и о том, что средний заработок определяется «с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными актами об обязательном социальном страховании». Это положение было автоматически (а может быть, это злой умысел) перенесено из соответствующей нормы печально известного закона о бюджете ФСС на 2004 год, но там эти слова имели отношение только к пособию по временной нетрудоспособности (!). Применительно к ст. 8 ФЗ «О бюджете ФСС на 2004 год» Фонд специально издавал разъяснение о том, что условие о непрерывном трудовом стаже не применяется для определения размера пособия по беременности и родам. Норма же статьи 53 Закона вызывает те же самые вопросы - ждать нового разъяснения Фонда?

Подводя итог этим рассуждениям, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время пособие по беременности и родам будет исчисляться из 100 %-ного среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, потому что иное не предусматривается действующими пока нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Что касается нормы о фактической работе более чем три месяца в расчетном периоде для того, чтобы получить пособие по беременности и родам, исчисленное из среднего заработка, а не из МРОТ, то время покажет, будет ли это положение перенесено в закон о бюджете ФСС на 2005 год либо включено в закон о пособиях по временной нетрудоспособности (если таковой, конечно же, будет разработан и принят).

С 1 января 2005 года утрачивают силу следующие законы:

•  абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 18 июня 1996 года N 76-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

•  Федеральный закон от 30 декабря 1996 года N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

•  пункты 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Далее