ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Правительственный законопроект фактически отменял ежемесячное пособие на ребенка на федеральном уровне, так как им предлагалось предоставить субъектам РФ право определять размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Данное предложение сохранено в Законе 2004 года. Однако помимо него введен еще ряд существенных новелл, касающихся порядка определения размера пособия по беременности и родам.
Как известно, с 1-го января 2004 года был изменен порядок подсчета среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год» были установлены новые нормы определения среднего заработка и введена норма о выплате пособий исходя из минимального размера оплаты труда, а не среднего заработка в случае если работник фактически отработал менее трех календарных месяцев в расчетном периоде. Нормы любого закона о бюджете ФСС носят временный характер. Но можно предположить, что само их принятие было своего рода экспериментом, в случае удачности которого, эти ограничивающие нормы несомненно были бы повторены в другом законе. Видимо, эксперимент был признан удачным (бюджета ФСС в последнее время не хватает на выполнение всех его обязательств, каждый новый закон о бюджете этого фонда устанавливает ограничения на те или иные статьи расходов). Не дожидаясь принятия закона о бюджете ФСС на 2005 год, законодатель вносит изменения в ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который как раз и устанавливает размер пособия по беременности и родам. Напомним, что согласно действующей пока редакции Закона 1995 года женщина имеет право на пособие по беременности и родам в размере своего среднего заработка, то есть того заработка, который она имеет перед выходом в декретный отпуск. Закон же закрепляет апробированную за 2004 год временную норму о том, что средний заработок должен определяться за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При таком порядке подсчета женщина, как правило, проиграет в сумме пособия.
Далее, ничего кроме недоумения не может вызвать положение и о том, что средний заработок определяется «с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными актами об обязательном социальном страховании». Это положение было автоматически (а может быть, это злой умысел) перенесено из соответствующей нормы печально известного закона о бюджете ФСС на 2004 год, но там эти слова имели отношение только к пособию по временной нетрудоспособности (!). Применительно к ст. 8 ФЗ «О бюджете ФСС на 2004 год» Фонд специально издавал разъяснение о том, что условие о непрерывном трудовом стаже не применяется для определения размера пособия по беременности и родам. Норма же статьи 53 Закона вызывает те же самые вопросы - ждать нового разъяснения Фонда?
Подводя итог этим рассуждениям, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время пособие по беременности и родам будет исчисляться из 100 %-ного среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, потому что иное не предусматривается действующими пока нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Что касается нормы о фактической работе более чем три месяца в расчетном периоде для того, чтобы получить пособие по беременности и родам, исчисленное из среднего заработка, а не из МРОТ, то время покажет, будет ли это положение перенесено в закон о бюджете ФСС на 2005 год либо включено в закон о пособиях по временной нетрудоспособности (если таковой, конечно же, будет разработан и принят).
С 1 января 2005 года утрачивают силу следующие законы:
абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 18 июня 1996 года N 76-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
Федеральный закон от 30 декабря 1996 года N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
пункты 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Далее
|