ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Законом вносятся изменения в ТК РФ (ст.138 Закона), законы, регулирующие установление минимального размера оплаты труда (ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года; Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 30 марта 1993 года), ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы».
Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
Депутаты Государственной Думы отказались от идеи исключения из ТК РФ понятия минимального размера оплаты труда и его соотношения с прожиточным минимумом. Напомним, что в тексте законопроекта, внесенном на первое чтение, предлагалось исключить из ТК статьи 133 и 421, регулирующие порядок установления минимальной заработной платы и порядок введения в действие нормы о том, что минимальная заработная плата не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Минимальный размер оплаты труда остался среди государственных гарантий оплаты труда (в том числе, при регулировании вопросов минимальной оплаты лиц, совмещающих работу с обучением (ч.4 ст.173, 174, 176 ТК РФ), минимальной оплаты в период ученичества (ст.204 ТК РФ)).
Однако принципиально изменился подход к источникам обеспечения выплаты минимального размера оплаты труда . В соответствии с новой редакцией ч.3 ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета,
в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;
в других организациях - за счет собственных средств.
Эта идея также отражена в законах «О минимальном размере оплаты труда» от 30 марта 1993 года и 19 июня 2000 года. В частности, стипендия в сумме 140 рублей, выплачиваемая студентам и учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, будет выплачиваться только студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета. Остальным студентам размер стипендии будут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ.
Статья 421 ТК о вступлении в силу ст.133 ТК РФ (согласно которой минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума) изложена в новой редакции. К фразе о том, что «порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса… устанавливаются федеральным законом», добавлена фраза, что в этом порядке устанавливается «… также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом».
В качестве такого закона может быть рассмотрен лишь Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В него, однако, также вносятся изменения, которые имеют непосредственное отношение к вопросу об установлении соотношения МРОТ и прожиточного минимума. Из закона полностью исключается статья 5, в которой было установлено: «В еличина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год».
Таким образом, механизма, устанавливающего соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом, более не существует, и норма о том, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума фактически оказывается чисто декларативной.
Источники финансирования выплат и компенсаций и порядок их установления. Оплата труда работников бюджетной сферы.
Во всех внесенных в ТК изменениях последовательно проведен упомянутый принцип разграничения источников бюджетного финансирования, и соответственно разграничения компетенции и полномочий органов власти на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Выплаты, компенсации и некоторые другие условия труда для работников бюджетных организаций, которые ранее в соответствии с ТК устанавливались Правительством РФ, устанавливаются теперь, в зависимости от того, из какого бюджета они финансируются, - Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, либо работодателем организации.
Самым важным и заметным проявлением этого принципа становится отмена десятилетиями существовавшей системы оплаты работников бюджетной сферы с помощью Единой тарифной сетки .
Теперь тарифная система оплаты труда (Единая тарифная сетка) устанавливается Правительством Российской Федерации только в отношении работников федеральных государственных учреждений (новая редакция Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», ранее – ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»). При этом по решению Правительства РФ для оплаты труда таких работников может применяться «иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки» (ст.4-1).
Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, работников муниципальных учреждений и порядок ее применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. А тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст.143 ТК).
Единственным механизмом влияния на устанавливаемые в субъектах РФ и муниципальных образованиях тарифные системы оплаты труда будет являться разработка Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодных единых рекомендаций по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях. Эти Рекомендации должны разрабатываться до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и учитываться Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Очевидно, что каждый субъект РФ и муниципальное образование будет устанавливать тарифные системы, в том числе ставки (оклад) на основании своих финансовых возможностей. Таким образом, работники бюджетных учреждений попадают в зависимость не только от нормотворческой активности законодателей в субъектах РФ и муниципальных образованиях (потребуется принятие специальных нормативных актов практически в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании), но и от состояния местных бюджетов.
Основной вопрос, который возникает в связи с этим, - в каком размере будет выплачиваться заработная плата «не-федеральным бюджетникам»?
По Закону органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принимая нормативные правовые акты в развитие этого Закона должны соблюдать следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Если это условие не будет соблюдаться, появятся основания для обжалования вновь принимаемых нормативных актов в судебном порядке или в правоохранительные органы.
Ликвидация системы ЕТС – не единственная мера, обеспечивающая разделений бюджетов и компетенций органов власти.
В ряде случаев исключены нормы о том, что некоторые выплаты и компенсации, выплачиваемые работодателем работнику в организациях всех форм собственности должны быть не ниже устанавливаемых Правительством для организаций бюджетной сферы. В частности, в соответствии с новой редакцией ст.169 ТК размеры возмещения расходов при переезде работника на работу в другую местность определяются соглашением сторон трудового договора и не ставятся в зависимость от размеров, определяемых Правительством для бюджетных организаций. То же касается порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст.168 ТК).
Ряд изменений касается работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районах , и работодателей, осуществляющих финансирование предоставляемых им Трудовым кодексом гарантий. Подробнее об этом см. раздел « Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»
Несколько изменений касаются отдельных вопросов, в частности, в соответствии с внесенными изменениями средний заработок сохраняется за работником не только в случае безвозмездной сдачи крови, как это было раньше, но во всех случаях (ст.186 ТК РФ). В соответствии с новой редакцией ст.213 ТК все медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования теперь производятся за счет средств работодателей. Кроме того, внесены изменения в названия органов исполнительной власти, осуществляющих нормативное регулирование, контроль и надзор в сфере труда и охраны труда.
Изменения в правовом положении отдельных категорий работников бюджетной сферы .
Медицинские и фармацевтические работники ЛИШЕНЫ права на первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт Петербурга.
Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Развивая общую концепцию Закона, законодатели определили, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников теперь зависят от бюджета, из которого они финансируются: федерального, субъекта федерации либо муниципального образования.
Это равно относится и к надбавкам и доплатам за особо опасные и вредные условия труда. Речь идет, прежде всего, о работниках предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, врачах-психиаторах, иных специалистах, участвующих в оказании психиатрической помощи, медицинских, ветеринарных и иных работниках, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи и др. Теперь размер и порядок выплаты указанных надбавок утверждается Правительством РФ только для федеральных учреждений здравоохранения. Надбавки за особо вредные и опасные условия труда медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исключена норма, гарантировавшая медицинским и фармацевтическим работникам право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Изменились гарантии оплаты труда работников образовательных учреждений.
Прежде всего, это касается следующих двух норм, которые на практике никогда не были реализованы, а начиная с 2001 года их действие постоянно приостанавливалось. Речь идет о норме, согласно которой педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации, а также о положении, которое устанавливало соотношение между размером средней заработной платы работников образовательных учреждений и работников промышленности. Отменена и норма Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», которая гарантировала, что минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Кроме того, отменены нормы, которые распространяли:
на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров – льготы, предусмотренные для специалистов сельского хозяйства.
на выпускников педагогических образовательных учреждений, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, - условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.
на работников лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования – льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
Также отменено положение, предусматривавшее, что минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом
Компенсация за книгоиздательскую продукцию гарантирована теперь только для работников федеральных образовательных учреждений. Размер и порядок выплаты указанной компенсации для работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.
Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Законом вносятся изменения в Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года, главу 50 ТК РФ. При этом Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера…» частично изложен в новой редакции, а значительное число статей этого закона утрачивают силу.
Концепция, заложенная в поправках, - та же, что и в Законе в целом: уровень гарантий работников ставится в зависимость от источника финансирования организации, в которой они работают. По этому критерию выделяются организации, финансируемые из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ, из местных бюджетов и организации, не относящиеся к бюджетной сфере.
Новая редакция Закона, закрепляет только гарантии и компенсации для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета . Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций будет определять Правительство (ст.2) .
В соответствии с этим, гарантии и компенсации работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, будут устанавливаться законами субъектов РФ и финансироваться за счет их бюджетов; организаций, финансируемых из местных бюджетов, - у станавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и финансироваться за счет местных бюджетов.
Гарантии и компенсации для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются (за исключением нескольких оговоренных в Законе случаев) и финансируются работодателем .
Районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах (ст.316 ТК, ст.10 Закона), а также процентная надбавка к зарплате за стаж работы в указанных районах (ст.317 ТК, ст.11 Закона), устанавливаются Правительством РФ. Согласно новой редакции этих статей их размеры могут быть увеличены за счет бюджетов субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований .
Ранее обязанность финансировать оплату проезда для медицинских консультаций и лечения (гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в районах Крайнего Севера – ст.323 ТК), оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно к месту отдыха (ст.325 ТК, ст.33 Закона), компенсировать расходы, связанные с переездом (ст.326 ТК, ст.35 Закона) возлагалась на работодателей вне зависимости от форм и источников финансирования организаций. Согласно новой редакции ТК все эти расходы оплачиваются за счет средств этих организаций только в организациях, финансируемых из средств федерального бюджета, а также в организациях, не финансируемых из бюджетов .
В организациях, финансируемых из средств бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований , гарантии медицинского обслуживания, а также размер, условия и порядок компенсации расходов в упомянутых выше случаях устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На практике это означает, что до тех пор, пока органами власти в субъектах РФ и муниципальных образованиях не будут приняты нормативные акты, устанавливающие выплату всех перечисленных компенсаций, их размеры и иные необходимые условия выплаты, работники организаций, финансируемых из этих бюджетов, не смогут получать эти гарантии и компенсации.
Таким образом, гарантии и компенсации, связанные с работой на Севере, перестают быть государственными.
Пособие по временной нетрудоспособности , которое ранее выплачивалось работникам Крайнего Севера в размере полного заработка, без ограничения максимальным размером, теперь будет выплачиваться, как и всем остальным работникам, в размере не свыше максимального размера пособия, установленного Федеральным законом (ст.24). В настоящее время максимальный размер этого пособия установлен на уровне 11 700 рублей. То же самое касается максимального размера пособия по беременности и родам.
Ряд статей Закона признается утратившими силу. Часть статей утрачивают силу, поскольку некоторые вопросы в настоящее время уже регулируются в ТК РФ (в частности, утрачивают силу ст. ст. 6, 7, 12, 15, 21, 22 Закона; соответствующие нормы содержатся в ст. ст. 318, 315, 314, 322, 319, 320 ТК РФ).
Признаются утратившими силу ст. ст. 17-19 Закона, регулирующие жилищные отношения; статьи 25-31, регулирующие условия пенсионного обеспечения; статьи 20-23, регулирующие предоставление льгот отдельным категориям населения и т.д. Г арантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа исключаются из сферы регулирования закона и регулируются общими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законодательством РФ в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения. Из сферы регулирования закона исключаются гарантии и компенсации лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.1).
Одновременно нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах , вносятся в пенсионные законы. Смысл поправок заключается в том, что всем категориям граждан, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, размер пенсии (базовой части трудовой пенсии) увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ. Это относится к базовой части трудовой пенсии (трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), государственным пенсиям (пенсиям федеральным государственным служащим, пенсиям военнослужащим и членам и их семей, пенсий участникам Великой Отечественной войны, пенсиям гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф и членам их семей, социальным пенсиям нетрудоспособным гражданам).
Ранее пенсии (базовая часть трудовой пенсии) увеличивались на соответствующие установленные районные коэффициенты к заработной плате. Сейчас «пенсионные» районные коэффициенты будет отдельно устанавливать Правительство РФ именно для целей пенсионного обеспечения. В настоящее время они не установлены.
С 1 января 2005 года утрачивают силу следующие законы:
Закон РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-I "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР";
Закон РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-I "О повышении минимального размера оплаты труда";
Закон Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3891-I "О минимальном размере оплаты труда";
Закон Российской Федерации от 2 июня 1993 года N 5082-I "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
Федеральный закон от 19 июня 1996 года N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации";
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
часть вторая статьи 1, статья 2, подпункт 1 пункта 2, подпункт 7 пункта 3, пункт 10, подпункты 5 и 6 пункта 11, абзацы третий-пятый подпункта 1, абзацы третий и четвертый подпункта 2 пункта 13, пункт 15, абзац третий подпункта 1 пункта 16 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ "О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнении статьей 231 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы";
Федеральный закон от 1 октября 2003 года N 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
Далее
|