title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ

Правительственный Законопроект предлагал довольно-таки существенные изменения в законодательное регулирование вопросов занятости населения. Комментируемый Закон учел все предложения Правительства. Концепция Закона , по нашему мнению, предлагает изменения, выходящие далеко за рамки разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Государство подтверждает и продолжает курс отказа от активной политики занятости, начало которому было положено в 2000 году в связи с ликвидацией Государственного Фонда занятости и отменой страховых принципов финансирования пособий по безработице.

Поскольку в специальном выпуске, посвященном законопроекту, был дан подробный комментарий предлагаемых Правительством изменений, обратим внимание лишь на некоторые из них. Обращает на себя внимание тот факт, что государство планирует более не рассматривать политику в области содействия занятости как направленную на обеспечение социальной защиты населения (соответствующие изменения вносятся в абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона РФ «О занятости»). Существенно и необоснованно обедняется содержание статьи 12 Закона РФ «О занятости», устанавливающей гарантии государства в реализации права граждан на труд. Закон «О занятости» в действующей редакции содержит ряд гарантий, специально направленных на поддержку безработных граждан , включающие в себя проведение конкретных мероприятий. Законопроектом все эти конкретные меры предлагалось заменить размытым и не обязывающим ни к чему понятием «осуществление мер активной политики занятости населения». Однако в отличие от Законопроекта Закон все-таки оставил в качестве обязательной государственной гарантии выплату безработным компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости. Правда, порядок выплаты данной нормы будет определяться Правительством РФ.

Еще раз необходимо обратить внимание на порядок определения размера пособия по безработице и стипендий безработным (статьи 29, 30, 33, 34). Новый порядок будет означать снижение размеров пособий по безработице по всей стране. Объяснить это можно только тем, что выплата пособий по безработице будет являться расходным обязательством Российской Федерации (государство не прочь сэкономить). Новый порядок вступит в силу с 1-го января 2005 года.

В настоящее время размер пособия, как его максимальная, так и минимальная величины, «привязаны» к прожиточному минимуму, исчисленному по субъекту РФ. Так, даже если пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного, оно не может быть больше указанного минимума. Минимальная граница определяется процентным отношением (40, 30 или 20 %) к указанному минимуму.

Закон вводит новые понятия: минимальная и максимальная величина пособия по безработице. Их размеры будут устанавливаться специальными решениями Правительства РФ ежегодно. Из этого следует, что эти цифры будут, соответственно, едиными для всей страны независимо от реально сложившегося уровня цен в каждом регионе. А во-вторых, ежеквартальной индексации минимального и максимального пособия не будет (об этом можно говорить пока сейчас, так как прожиточный минимум утверждается четыре раза в год).

Реформируется принцип учета районного коэффициента при расчете средней заработной платы для начисления стипендий/пособий и увеличения пособия/стипендии на районный коэффициент. Во-первых, само значение районного коэффициента снижается. В законе теперь не будет указываться, что будут применяться районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. Районный коэффициент, который будет учитываться, будет устанавливаться Правительством. С 1-го января 2005 года перестанут действовать специальные нормы, учитывающие интересы граждан, проживающих и работающих в местностях, где применяются районные коэффициенты за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. Пунктом 2 статьи 29 и пунктом 3 стати 30 Закона РФ «О Занятости» в действующей пока редакции устанавливается, что указанным гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее установленного времени, средняя заработная плата для начисления стипендии/пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной платке за стаж работы в таких местностях. Указанные пункты Законом исключаются.

Однако необходимо учитывать, что описанные выше нормы вступают в силу только для тех граждан, которые будут признаны безработными после 1-го января 2005 года. Для тех граждан, которые признаны в установленном порядке безработными до 1-го января 2005 года размеры пособий и стипендий будут устанавливаться по нормам действующей пока редакции Закона РФ «О занятости» и не могут быть уменьшены. Это следует из п. 4 ст. 154 комментируемого Закона .

Законом вносятся также и ряд редакционных изменений.

С 1 января 2005 года утрачивает силу абзац третий пункта 14, абзац четвертый пункта 15, абзац одиннадцатый пункта 18 (в части замены слов), абзац четвертый пункта 19 (в части замены слов), абзацы тридцать второй и пятьдесят шестой пункта 22 статьи 1, абзацы третий - пятый пункта 2, пункты 9 и 11 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения".

К содержанию