title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

14 сентября 2004 года

КОММЕНТАРИЙ

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 122-ФЗ ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА

« О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

История принятия закона

Комментируемый Федеральный закон является уникальным, хотя и уникальность его имеет большой знак минус. Еще никогда, пожалуй, социальные реформы не проводились столь стремительно и масштабно. Одним законом вносятся изменения более чем в 150 федеральных закона. Наряду с изменениями, характер которых отражен в названии Закона – а именно «направленные на разграничение полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления» – вносятся и существенные изменения в ряд федеральных законов, которые не могут быть объяснены с точки зрения указанного разграничения.

Этот важнейший для миллионов россиян закон находился в работе у Думы менее трех месяцев!!!

31 мая 2004 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект.

2-го июля 2004 года он рассмотрен в первом чтении.

3-го августа 2004 года закон принят во втором чтении

5-го августа Дума принимает закон в третьем чтении.

8-го августа 2004 года совет Федерации одобряет закон.

22-го августа 2004 года он подписан Президентом РФ.

31-го августа закон опубликован в «Российской газете».

Качество работы палат над законопроектом достаточно ярко отражено в принятых ими постановлениях. После первого и - самого важного чтения - Государственная Дума постановила «учесть предложения по дополнению законопроекта» рядом норм (все эти предложения широко освещались СМИ в качестве результата переговоров Думы и Правительства). Предложения следующие:

- сохранить в Трудовом кодексе положения, регулирующие определение и повышение минимального размера оплаты труда (напомним, что собственно механизм повышения МРОТ так и не был реализован нормами ТК РФ);

- выработать механизмы реализации государственных гарантий по оплате труда работников (поясним, что к таким гарантиям ТК РФ относил и величину минимального размера оплаты труда, и величину минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ, и меры по повышению уровня реального содержания заработной платы, то есть её индексации, и ряд других);

- гарантировать работникам организаций бюджетной сферы невозможность снижения размера заработной платы, установленного им на 31 декабря 2004 года;

- предоставления гарантированного «социального пакета» по социальному обеспечению ряда категорий граждан;

- отложить решение вопроса о замене льгот денежными компенсациями в отношении Героев Советского Союза, Героев РФ, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. В связи с этим Правительству же предложено разработать отдельный законопроект по данным категориям и внести его в Думу в октябре 2004 года;

- исключить суммы денежных выплат соответствующих категорий граждан, имеющих право на льготы, из расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оценки их нуждаемости при предоставлении жилищных субсидий.

Ряд не менее важных и болезненных вопросов в Постановлении Думы решен иным образом – всего лишь «рекомендовать Правительству внести соответствующие изменения в законопроект» (то есть оставить прежнее регулирование). В этом блоке рекомендаций оказались и государственные гарантии северянам, и ежемесячное пособие на ребенка, и государственные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Закон, как следует из его названия, призван, прежде всего, решить вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Также перед законопроектом ставится задача «ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов и инвалидов» путем замены «существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат».

К числу немногочисленных плюсов рассматриваемого закона, можно отнести включение в переходные положения существенной гарантии, а именно, положения о том, что п ри издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как уже было сказано выше, рассматриваемый закон внес изменения в более чем 150 законов. В рамках данного комментария, мы рассмотрим только часть сфер правового регулирования, затронутых законом.

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ЛЬГОТ

•  Общие вопросы реформы системы льгот
•  Ветераны
•  Жертвы политических репрессий.
•  Инвалиды
•  Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • Граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
•  Доноры
  • Иные категории

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

•  Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
•  Источники финансирования выплат и компенсаций и порядок их установления. Оплата труда работников бюджетной сферы.
•  Изменения в правовом положении отдельных категорий работников бюджетной сферы.
• Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ