Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);
Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);
Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.
Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.
Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.
Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.
Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).
Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств , который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в
разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).
Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше |
Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
До 100000 рублей |
14,0 % |
0,0 % |
12,0 % |
2,0 % |
8,0 % |
6,0 % |
От 100001 до 300000 рублей |
14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
0,0 % |
12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей |
29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей |
0,0 % |
25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей |
41650 рублей |
0,0 % |
35770 рублей |
5880 рублей |
23780 рублей |
17870 рублей |
Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.
Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.
Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.
О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.
Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.
Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
2002 – 2003 годы |
2004 год |
2005 год |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
До 100000 рублей |
11,0 % |
3,0 % |
10,0 % |
4,0 % |
9,0 % |
5,0 % |
От 100001 до 300000 рублей |
11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей |
23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей |
6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей |
21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей |
32720 рублей |
8930 рублей |
29740 рублей |
11910 рублей |
26780 рублей |
14870 рублей |
Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 33, пп. 1.
Следовательно, за 2002 и 2003 годы ни у одного работника, даже самого высокооплачиваемого, не могло накопиться в «специальной части индивидуального лицевого счета» более чем 8930 рублей. Однако принимая во внимание, что официальная средняя зарплата по стране составила в 2002/2003 годах 4416 /5512 рублей в месяц, или около 53000/66000 рублей в год, то при тарифе 2% (или 3% для младших возрастов) накопления «среднего » гражданина за 2002/2003 годы составили около 1060/1320 рублей (1590/1980 рублей соответственно).
Эти приблизительные оценки практически совпадают с данными Пенсионного фонда. Так в 2002 году страховые взносы на накопительную часть пенсии составили 35,1 млрд. рублей (или около 900 рублей на человека), а в 2003 году – 48,4 млрд. рублей (1210 рублей/чел.).
Однако несмотря на то, что общая сумма выглядит весьма значительной, при сопоставлении ее с общим количеством застрахованных граждан, а это 38-42 млн. человек, которые уплачивают взносы, картина получится не столь радужной. В среднем на одного человека придется около 2000 рублей за два года.
Что касается инвестирования денежных средств в 2002 и 2003 годах, то оно осуществлялось Центробанком и Внешэкономбанком, причем деньги вкладывались исключительно в государственные ценные бумаги. Результаты этого инвестирования в 2002 году являются предметом гордости ПФР, поскольку вложения в рублевые и валютные гособлигации, сделанные в 2002 году, принесли фонду доходность от 20 до 40 % годовых. Однако проверить эти данные крайне сложно, поскольку ПФР представляет из себя тщательно закрытую федеральную структуру. Поэтому приходится доверять публикациям в прессе и заявлениям руководства ПФР.
Следует однако сделать одну оговорку. Такой высокой доходности ПФР достиг не в результате продуманного и профессионально управления денежными средствами. Дело в том, что прибыль была получена главным образом не за счет купонных выплат, а благодаря росту курса российских госбумаг, который происходил на протяжении почти всего 2002 года. Причинами этого роста послужили следующие факторы. Во-первых, это повышение надежности России в качестве заемщика, а следовательно и рост инвестиционной привлекательности нашей страны. А во-вторых, рост спроса со стороны инвесторов на государственные ценные бумаги. Причем ПФР сыграл в этом росте одну из ключевых ролей. Тем не менее очевидно, что такой рост котировок российских госбумаг не может продолжаться бесконечно долго. К этому стоит добавить и сложившуюся ситуацию на рынке: Минфин РФ постоянно указывает на то, что не нуждается в деньгах, и занимает под ставки заведомо более низкие, чем ожидаемая инфляция, поэтому ПФР вряд ли сможет повторить свои успехи 2002 года в отношении доходности от инвестиций.
Что касается инвестирования средств, поступивших в 2003 году, то распорядиться ими граждане смогут только в конце 2004 года, когда получат очередное ежегодное письмо от ПФР, а до этого времени деньги будут находиться под управлением ПФР и инвестироваться только в государственные ценные бумаги.
Следует добавить, что в том случае, если граждане предпочтут и в дальнейшем оставлять свои средства под управлением государственной УК, как это произошло в 2003
году, они не только уменьшат свою потенциальную пенсию, но и дополнительно обременят государство. Дело в том, что на все накопления будет куплен государственный долг, а значит для государства это будет не накопительная пенсионная система, а более дорогой вариант распределительной.
Дело в том, что при распределительной системе государство обеспечивает свои обязательства перед пенсионерами за счет текущих налоговых поступлений. При накопительной системе, если почти все средства инвестированы в госбумаги, государству также придется платить пенсии из «своего кармана» либо за счет будущих налоговых поступлений, либо за счет новой эмиссии долговых бумаг. Такая ситуация приведет не только к низкой доходности на вложенные средства, но и может обернуться новым долговым кризисом, аналогичным тому, что мы наблюдали в 1998 году.
То, что государственные бумаги не лучший инструмент для инвестиций, подтверждает и мировая практика. Так, по исследованиям Всемирного банка, в 90-е годы из 22 государственных фондов в разных странах мира, которые инвестировали от 70 до 80 % всех средств в долговые бумаги своих правительств, только десять смогли получить реальный доход, то есть доход, превышающий темпы инфляции, при этом у всех фондов доходность была ниже, чем даже доходность по банковским депозитам в этих странах.
Далее
|