title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Описание действующей пенсионной системы

Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:

•  Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

•  Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);

•  Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

•  Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);

•  Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);

•  Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.

Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.

Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.

Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств , который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).

Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения Для лиц 1967 года рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей 14,0 % 0,0 % 12,0 % 2,0 % 8,0 % 6,0 %
От 100001 до 300000 рублей 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей 0,0 % 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей 0,0 % 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 41650 рублей 0,0 % 35770 рублей 5880 рублей 23780 рублей 17870 рублей

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.

Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.

Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.

О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.

Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.

Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
2002 – 2003 годы
2004 год
2005 год
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей
11,0 %
3,0 %
10,0 %
4,0 %
9,0 %
5,0 %
От 100001 до 300000 рублей 11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей 3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей 10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей 9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей 5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей 6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей 19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей 10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 32720 рублей 8930 рублей 29740 рублей 11910 рублей 26780 рублей 14870 рублей

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 33, пп. 1.

Следовательно, за 2002 и 2003 годы ни у одного работника, даже самого высокооплачиваемого, не могло накопиться в «специальной части индивидуального лицевого счета» более чем 8930 рублей. Однако принимая во внимание, что официальная средняя зарплата по стране составила в 2002/2003 годах 4416 /5512 рублей в месяц, или около 53000/66000 рублей в год, то при тарифе 2% (или 3% для младших возрастов) накопления «среднего » гражданина за 2002/2003 годы составили около 1060/1320 рублей (1590/1980 рублей соответственно).

Эти приблизительные оценки практически совпадают с данными Пенсионного фонда. Так в 2002 году страховые взносы на накопительную часть пенсии составили 35,1 млрд. рублей (или около 900 рублей на человека), а в 2003 году – 48,4 млрд. рублей (1210 рублей/чел.).

Однако несмотря на то, что общая сумма выглядит весьма значительной, при сопоставлении ее с общим количеством застрахованных граждан, а это 38-42 млн. человек, которые уплачивают взносы, картина получится не столь радужной. В среднем на одного человека придется около 2000 рублей за два года.

Что касается инвестирования денежных средств в 2002 и 2003 годах, то оно осуществлялось Центробанком и Внешэкономбанком, причем деньги вкладывались исключительно в государственные ценные бумаги. Результаты этого инвестирования в 2002 году являются предметом гордости ПФР, поскольку вложения в рублевые и валютные гособлигации, сделанные в 2002 году, принесли фонду доходность от 20 до 40 % годовых. Однако проверить эти данные крайне сложно, поскольку ПФР представляет из себя тщательно закрытую федеральную структуру. Поэтому приходится доверять публикациям в прессе и заявлениям руководства ПФР.

Следует однако сделать одну оговорку. Такой высокой доходности ПФР достиг не в результате продуманного и профессионально управления денежными средствами. Дело в том, что прибыль была получена главным образом не за счет купонных выплат, а благодаря росту курса российских госбумаг, который происходил на протяжении почти всего 2002 года. Причинами этого роста послужили следующие факторы. Во-первых, это повышение надежности России в качестве заемщика, а следовательно и рост инвестиционной привлекательности нашей страны. А во-вторых, рост спроса со стороны инвесторов на государственные ценные бумаги. Причем ПФР сыграл в этом росте одну из ключевых ролей. Тем не менее очевидно, что такой рост котировок российских госбумаг не может продолжаться бесконечно долго. К этому стоит добавить и сложившуюся ситуацию на рынке: Минфин РФ постоянно указывает на то, что не нуждается в деньгах, и занимает под ставки заведомо более низкие, чем ожидаемая инфляция, поэтому ПФР вряд ли сможет повторить свои успехи 2002 года в отношении доходности от инвестиций.

Что касается инвестирования средств, поступивших в 2003 году, то распорядиться ими граждане смогут только в конце 2004 года, когда получат очередное ежегодное письмо от ПФР, а до этого времени деньги будут находиться под управлением ПФР и инвестироваться только в государственные ценные бумаги.

Следует добавить, что в том случае, если граждане предпочтут и в дальнейшем оставлять свои средства под управлением государственной УК, как это произошло в 2003

году, они не только уменьшат свою потенциальную пенсию, но и дополнительно обременят государство. Дело в том, что на все накопления будет куплен государственный долг, а значит для государства это будет не накопительная пенсионная система, а более дорогой вариант распределительной.

Дело в том, что при распределительной системе государство обеспечивает свои обязательства перед пенсионерами за счет текущих налоговых поступлений. При накопительной системе, если почти все средства инвестированы в госбумаги, государству также придется платить пенсии из «своего кармана» либо за счет будущих налоговых поступлений, либо за счет новой эмиссии долговых бумаг. Такая ситуация приведет не только к низкой доходности на вложенные средства, но и может обернуться новым долговым кризисом, аналогичным тому, что мы наблюдали в 1998 году.

То, что государственные бумаги не лучший инструмент для инвестиций, подтверждает и мировая практика. Так, по исследованиям Всемирного банка, в 90-е годы из 22 государственных фондов в разных странах мира, которые инвестировали от 70 до 80 % всех средств в долговые бумаги своих правительств, только десять смогли получить реальный доход, то есть доход, превышающий темпы инфляции, при этом у всех фондов доходность была ниже, чем даже доходность по банковским депозитам в этих странах.

Далее