title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

Введение

Понятие «пенсионная реформа» не имеет единообразного определения и может трактоваться по-разному в зависимости от контекста или от целей исследования. На протяжении последних лет достаточно сильно менялись представления о целях, задачах, содержании и путях российской пенсионной реформы. В настоящее время можно выделить следующие основные ее направления:

•  модификация распределительной пенсионной системы в плане усиления взаимосвязи между полученной за время трудового стажа зарплатой (точнее, уплаченных с нее пенсионных взносов) и размером пенсии;

•  формирование накопительного компонента обязательной (государственной) пенсионной системы;

•  изменение системы льготных пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем (ППС);

•  развитие дополнительного, или добровольного, пенсионного обеспечения;

•  улучшение технологического и информационного обеспечения пенсионной сферы.

Cодержание и цели пенсионной реформы

До 2002 года пенсионная система России была полностью распределительной, основанной на принципе «солидарности поколений». Ее суть заключалась в следующем: финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. То есть деньги собираются с работающих граждан и сразу выплачиваются старикам.

Основные причины кризиса распределительной пенсионной системы многократно и подробно обсуждались в ходе принятия решений о начале реформы. С математической точки зрения, при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки, пенсионного возраста и коэффициента замещения, так как все меньшему количеству взрослых работников приходится содержать одного пенсионера. Это происходит из-за снижения уровня рождаемости и роста продолжительности жизни. И хотя в России жить в последнее время дольше не стали, с 1990 года отношение взрослых работников к пенсионерам снизилось с 2,28 до 1,74 ( В 2002 году 66 млн. работающих содержали 38 млн. пенсионеров). По прогнозам Всемирного банка к 2040 году в России число работников и людей, получающих пенсию, сравняется. И если оставить систему без изменений, то к 2040 году коэффициент замещения снизится до 14,4 % (сейчас 34,7 %).

В этой ситуации единственным способом является либо увеличение налогов, либо повышение пенсионного возраста, либо уменьшение коэффициента замещения, который в нашей стране и так крайне низкий. В тоже время остается и еще один способ – начать реформировать действующую пенсионную систему и таким образом искать пути решения проблем.

Следует, однако, иметь в виду, что изменения в принципах начисления и выплаты распределительных пенсий, к которым относятся минимально необходимый стаж; период, зарплата за который учитывается при определении размера пенсии; степень учета полученной зарплаты/уплаченных пенсионных взносов; система индексаций; предельное соотношение минимальной пенсии и прожиточного минимума; предельный уровень максимальной пенсии; разделение пенсии на базовую и страховую; введение условно-накопительных счетов и т.д., несмотря на всю значимость назвать пенсионной реформой можно с большим трудом. За период 1991-2001 гг. такие изменения в действующую систему вносились огромное количество раз . При этом основной целью таких изменений является корректировка пенсионной системы с учетом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости, тем не менее они не приводят, да и не могут привести к значительному улучшению в пенсионной сфере в долгосрочном плане.

Главным изменением, позволяющим назвать происходящие сейчас преобразования пенсионной реформой, является введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых компаний к управлению накопительной частью пенсионных средств. Однако несмотря на все положительные стороны данного нововведения результаты мы сможем увидеть только через несколько лет, так как в краткосрочном периоде эти изменения так же «бессильны». Кроме того, введение новой пенсионной системы связано с одной трудностью, которая заключается в том, что государству необходимо, не снижая уровня обеспечения нынешних пенсионеров, изъять часть средств из распределительной системы, чтобы работающие граждане имели возможность постепенно накапливать себе на старость. Тем не менее в долгосрочном периоде введение накопительных пенсий должно позволить достичь следующих положительных результатов:

•  повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

•  инвестирование пенсионных средств в экономику страны, и как следствие - обеспечение более высоких темпов экономического роста;

•  значительное снижение нагрузки на государственную пенсионную систему, что позволит тратить больше денег на социальные программы;

•  повышение доли официальных («белых») зарплат, и как следствие – развитие рынка труда;

•  развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Эти изменения затронут практически все сферы экономической и социальной жизни, поэтому пенсионная реформа является на сегодняшний день одной из важнейших реформ в российской экономике. Принимая это во внимание, крайне важно, чтобы все граждане стали ее участниками, что позволит в полной мере реализовать ее потенциал.

Далее